Психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого, абсолютно нормального человека. Разница лишь в том, что у одного  их больше, у другого – меньше, один может поделиться своими сомнениями с посторонними людьми, другой остается со своими проблемами наедине, наконец, последствия одних и тех же неразрешенных личностных проблем у разных людей могут быть разными.

   В функции школьного психолога входит:

        Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

       Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

       Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

      Консультирование учеников, родителей и учителей — консультирование педагогов, родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей, консультирование учащихся по их запросам. Цель такой работы - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.    Психолог может познакомить клиентов с результатами диагностики, дать определенный прогноз, предупредить о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении. При этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем.

      Психологическое просвещение заключается в том, формировать у учащихся, их родителей и педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать эти знания для саморазвития. Это знакомство с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития человека. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

      Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся разных классов и выявлению детей «группы риска» (по различным основаниям). Эта работа проводится в форме уроков психологии или групповых занятий; в форме оказания помощи детям в период адаптации к условиям образовательного учреждения. 

     Основными этическими нормами, которыми руководствуется в своей работе школьный психолог, являются:

1. Уважение прав и достоинства человека, в том числе права на  конфиденциальность        (неразглашение информации);

2.  Забота о благополучии клиента («Не навреди»)

3. Компетентность;

4. Честность и ответственность. 

        Психолог работает с учащимися, их родителями, педагогами.

        Психолог — не врач. Никакого медикаментозного лечения, принудительных терапевтических мер психолог не использует. Задача психолога — определение специфики каждого учащегося и разработка рекомендаций для педагогов и родителей о том, как эта специфика, эта «особенность» ребенка должна помогать, а не мешать в деле обучения и развития  личности школьника.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу: 

1. Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями. Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути.  Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу . Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

 5. Самоуправление и саморазвитие. Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами 

Проблемы, которые сигнализируют взрослым о психологическом неблагополучии ребенка:

      Ребенок демонстрирует поведение, соответствующее младшему возрасту

      Конфликтен, частые спорит

      Не умеет сконцентрироваться

      Навязчив

      Гиперактивен (сочетание повышенной активности, недостатка внимания и  импульсивности)

      Слишком зависим

      Одинок

      Много плачет

      Жесток

      Погружен в фантазии

      Портит свои вещи

      Непослушен дома

      Непослушен в школе

      Плохие отношения со сверстниками

      Отсутствует чувство вины

      Легко начинает ревновать

      Ему кажется, что его не любят

      Ему кажется, что его преследуют

      Чувствует себя никчемным

      Ребенок — объект насмешек

      Общается с неблагополучной компанией

      Лжет

      Излишне боязлив или тревожен

      Имеет преувеличенное чувство вины

      Нападает на людей

      Плохо учится

      Много кричит

      Упрямый, угрюмый, раздражительный

      Лабильность настроения (немотивированные скачки от «хорошего» к «плохому»)

      Часто сердится

      Угрожает людям

      Печален, грустен, подавлен

      Замкнут, беспокоен

ЧЕМ РАНЬШЕ ВЫ ЗАМЕТИТЕ ПРИЗНАКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И РАССКАЖЕТЕ О НИХ СПЕЦИАЛИСТУ, ТЕМ БЫСТРЕЕ БУДУТ НАЙДЕНЫ ПУТИ ПОМОЩИ   ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!