«Как подготовиться к экзаменам и сдать их»
(памятка для выпускников)
Подготовка к экзамену
· Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лиш ние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
· Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную актив ность. Для этого бывает достаточно какой-либо картин ки в этих тонах или эстампа.
· Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого макси мально используй утренние или вечерние часы. Состав ляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня ты будешь делать. Не во обще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы рассмотришь и повторишь.
· Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже вcero. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
· Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
· Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
· Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
· Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Тренируй свою способность учиться.
Попробуй самостоятельно планировать себе успехи в учебе в школе.
Начни с тех предметов, по которым у тебя и без того неплохие оценки, и улучши успеваемость по ним на балл. Если месяц такой тренировки даст результат, перейди к такой же тренировке успеваемости, но уже по предметам для ЕГЭ и для поступления в намеченный институт. Если и это тебе удастся, продолжай так непосредственно до ЕГЭ.
Если в твоей школе для 11-классников организованы консультации учителей, ходи на них, честно говори обо всем, что тебе неясно, старайся понять материал.
Если же самостоятельная тренировка способности учиться не дает результата (или тебе даже не хочется ею заниматься!), надо честно признать, что тебе нужна помощь эффективных специалистов. Ими в этом случае для тебя являются репетиторы, которые уже успели подготовить к экзаменам не одного такого, как ты.
Рациональные приемы запоминания.
Малая мнемотехника.
1) запоминание перед сном, в состоянии расслабления, или после сна, отдыха;
2) “не в один присест” здесь большую роль играет повторение (через 2-3 дня) ;
3) чередовать восприятие и воспроизведение;
4) сенсорная (чувственная) опора – вспомогательные приемы:
узелки на память,
подчеркивание,
ассоциировать с предметами.
5) обусловливание, оно может быть:
ситуативное (учите в одной и той же обстановке) ,
ритмическое (учите в одном и том же темпе) ,
эмоциональное (музыка).
6) важен эмоциональный настрой на работу (продуктивность памяти возрастает) ;
7) вербализация образов (проговаривание, сравнение. )
Большая мнемотехника.
1) версификация (запоминание в стихах) ;
2) криптографирование (перекодирование) ;
3) выделение логических структур (что главное, в чем суть) ;
4) отделение знания от незнания;
5) эстетическое (красивое) запоминается лучше;
6) дидактический прием (изучили раздел, придумали задачу) .
Правила сохранения знаний.
1.Выделите то, что нужно запомнить.
2.Отвлекитесь от постороннего, сосредоточьтесь на том, что надо запомнить.
3.Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов друг с другом, используйте мнемотехнику.
4.В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.
5.Опирайтесь на свой тип памяти.
6.Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
7.Не смешивайте узнавание и воспроизведение.
8.В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний, необходимым в данный момент.
Соблюдай режим дня
Питайся регулярно и часто, раз 5 в день или чаще, но не перед сном.
Не занимайся по ночам – заканчивай занятия не позже 22оо.
Перед сном около часа отдыхай и переключай внимание на что-то спокойное (а не на боевики или фильмы «про любовь»).
Спи не меньше 8-ми часов.
Занимайся примерно так, как в институте, «парами» – по 1,5 часа.
Применяй прохладный или контрастный душ с утра и успокаивающие теплые ванны вечером (хвойные, ароматизированные).
Накануне экзамена
· Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, погуляй. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
· В школу перед экзаменом ты должен явиться не опазды вая, лучше за полчаса до его начала. При себе нужно иметь несколько (про запас) шариковых ручек.
Утром перед ЕГЭ:
- Сделай легкую зарядку, даже если раньше никогда ее не делал.
- Хорошо умойся.
- Легко позавтракай, попей чай (он дольше действует как стимулятор, чем кофе).
- Надень самую удобную одежду и обувь.
- Успокой родителей, что все будет хорошо! После чего выслушай их пожелания.
- Присядь «на дорожку» и проведи себе сеанс аутотренинга: с его помощью настройся на состояние «Я победитель!» и убери размышления обо всем постороннем.
Во время экзамена
· Вначале вам сообщат необходимую информацию (как подписать тетрадь, сколько и на что отводится времени и т.д.). Будь внимателен!!!
· Сосредоточься! Постарайся на время забыть про окружа ющих. Для тебя должны существовать только текст зада ний и часы, регламентирующие время экзамена. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоей работы.
· Начни с легкого! Начни с решения тех задач (ответа на те вопросы), в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет рабо тать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные воп росы.
· Читай вопросы и задания до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия за дачи «по первым словам» и достраиваешь концовку в соб ственном воображении. Это верный способ совершить до садные ошибки в самых легких задачах.
· Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по легким вопросам (задачам) («первый круг»), а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале приишлось пропустить («второй круг»).
· Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
· Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
· Не паникуй! Самое главное — успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!