Что должен знать учитель?

 

Причины плохого усвоения знаний, неумение их применять, не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти и недостаткам развития интеллектуальных умений. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные генотипические особенности учащихся (свойства нервной системы, которые в своих сочетаниях определяют присущий человеку тип высшей нервной деятельности). 
Подросток со слабой нервной системой не способен к длительному умственному напряжению, большой объем материала утомляет его, высокий темп деятельности с частым переключением и распределением внимания отрицательно влияет на работоспособность. Сильными сторонами подростков со слабой нервной системой являются: 
• склонность к планированию и любовь к последовательности при выполнении любого вида деятельности;
• успешность в составлении различных письменных планов для управления своей деятельностью и деятельностью других людей;
• склонность к систематизации знаний, что обеспечивает им большую глубину усвоения;
• предпочтение внешних опор и различных схем, поэтому они не только умеют ими пользоваться, но и обнаруживают существенное преимущество при их составлении. 
Учебная деятельность включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью (скоростью возникновения, смены и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения) и подвижностью (скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждение и торможение). 
Инертный подросток склонен тщательно, кропотливо выполнять свою работу. Результат ее выполнения в обычных условиях, где время неограниченно, будет не хуже результата, полученного подвижным школьником.

 Степенность и неторопливость позволяет ему: 
• дольше выполнять однообразную и неинтересную работу, что труднее, чем качественно выполнять нечто захватывающее и увлекательное;
• долго сохранять активность, длительно работать в своем темпе, не смотря на то, что инертный ребенок медленно включается в деятельность;
• быть более усидчивым и внимательным, дольше слушать объяснения учителя;
• более устойчиво закреплять усвоенный материал;
• глубоко продумывать и тщательно организовывать различные виды деятельности.